Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников.

Талмуд

Уроки литературы


 

Тема: Судьба русской интеллигенции в пьесах А. П. Чехова

Цели:

1. Дать более глубокое представление о драматургии А. П. Чехова;

2. Развивать навыки анализа художественного текста;

3. Воспитывать эстетический вкус.

Ход урока:

1.     Установочная беседа.

1.1.         Определите, как изображает А. П. Чехов интеллигенцию в прозе.

1.2.         Почему А. П. Чехов обращается к драматургии, решая те же проблемы?

2.     Прослушивание сообщений по каждой пьесе по плану:

2.1.         История создания пьесы.

2.2.         Тезисное изложение содержания.

2.3.         Главные действующие лица.

2.4.         Основные выводы – судьба русской интеллигенции.

3.     Дополнительные вопросы:

3.1.         «Иванов»:

- Кого в пьесе можно отнести к представителям интеллигенции?

- В чем причина духовного паралича, который сломил Иванова?

- Иванов – лишний человек или герой нашего времени?

3.2. «Чайка»:

- Какие типы творческой интеллигенции представлены в пьесе?

- Как понимает Чехов проблему художника в современном обществе?

3.3. «Дядя Ваня»:

- Кто виноват в том, что так нелепо сложилась судьба дяди Вани?

- В чем трагедия дяди Вани и Астрова? 

3.4. «Три сестры»:

- Кого в пьесе можно отнести к представителям интеллигенции?

- Какова судьба интеллигенции?   

3.5. Обобщающая беседа.

Почему Чехов уделяет такое пристальное внимание мелочам быта?

Почему действие всех пьес происходит в провинции?

В чем драматическое действие в пьесах и чем оно приводится в движение?

В чем современное звучание чеховских пьес?

Домашнее задание: дать характеристику Раневской, Гаева, Лопахина, Пети, Ани.

 

 

 

 

Тема: «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка

1 урок

Цели:

1.     Дать понятие об УНТ.

2.     Учить беглому чтению.

3.     Вызвать интерес к фольклору.

Ход урока.

1.     Введение понятия УНТ.

Викторина.

Условие: определите жанр произведения.

А) Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

(Ель)

Б) Жил-был поп,

 Толоконный лоб.

 Пошёл поп по базару

 Посмотреть кой-какого товару.

 Навстречу ему Балда

 Идёт, сам не зная куда.

В) Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

Г) Без году неделя.

Д) Из того ли то из города из Мурома,

 Из того села да Карачарова

 Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Е) Барыня.

2. Слово учителя.

Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки – это все произведения УНТ.

- Почему они так называются?

3. Чтение статьи из учебника.

4. Чтение сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

5. Беседа на восприятие:

- Какой эпизод запомнился, почему?

- Какие слова из сказки можно поставить подписью к иллюстрации?

- В чем сходство и различие иллюстрации и текста?

6. Итог урока.

Домашнее задание: пересказ по вариантам (1- сборы в дорогу, 2 – возвращение домой).

 

 






Тема: «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка

2 урок

Цели:

1.     Учить навыкам анализа.

2.     Воспитывать любовь к родной земле, фольклорным героям.

Ход урока.

1.     Оргмомент.

2.     Проверка домашнего задания:

Пересказ 1 части сказки.

Пересказ 2 части сказки.

3.     Задание: перечитать и определить, дословны ли описания трех боев Ивана:

- В чем главное различие;

- Почему Иван принял тяжесть всех трех боев на себя?

- Какими пословицами можно охарактеризовать Ивана, какими – его братьев?

      4. Чтение 3 части.

- Как ее можно озаглавить?

- Почему художник-иллюстратор именно так завершает сказку? Согласны ли вы с художником?

Вывод: чему учит сказка и народ слушателя?

5.     Выразительное чтение по ролям диалога Ивана и чуда-юда.

- Какие еще иллюстрации вы бы нарисовали к сказке?

6. Разбейте текст на смысловые части, поставьте вопрос к каждой.

 

Домашнее задание: составить план рассказа о главном герое (Иване), нарисовать иллюстрацию.

 

 

 


 

Урок внеклассного чтения

Встреча с Павлом Петровичем Бажовым

Цели:

1.     Знакомство с личностью и творчеством П. П. Бажова.

2.     Вызвать интерес к личности и творчеству П. П. Бажова.

3.     Воспитывать любовь к своему краю.

Ход урока.

1.     Беседа:

- Кто из вас знаком с этим удивительным писателем?

- Что вы знаете о нем?

- О чем говорит его фамилия?

У писателя типичная уральская фамилия. Вся его жизнь прошла на Урале, он много времени посвятил сбору фольклорного материала, на основе которого написал более 40 сказов.

2.     Работа с портретом.

- Что бы вы сказали об этом человеке, глядя на его портрет?

Даже внешне Бажов очень похож на сказителя: каштановая борода, красивое лицо, высокий лоб, доброжелательный взгляд. Чаще всего был одет в блузу, подпоясанную широким ремнем, что делало его похожим на мастерового человека.

Бажов любил уральскую природу и людей, живущих здесь. Свою любовь к родной земле Бажов выразил в волшебной книге, которую назвал «Малахитовая шкатулка», вышедшей в 1939 году.

- Что такое малахит?

- Почему книга так называется?

Прочитаем один из сказов.

3. Чтение сказа «Хрупкая веточка».

4. Аналитическая беседа:

- Какой эпизод вам больше всего понравился?

- Какие иллюстрации вы нарисуете к этому сказу?

- Назовите приметы уральского края в сказе.

- Почему сказ так называется?

- Что такое сказ, чем сказ отличается от сказки?

5. Путешествие по выставке сказов.

- Посмотрите, какие сказы вы должны прочитать к следующему занятию (2-3 сказа) – домашнее задание;

- Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;

- Что еще ценит автор в героях?

Послушайте, о чем говорит Хозяйка Медной горы с Данилушкой, и подумайте, почему она недовольна мастером.

- Назовите еще сказы, в которых прославляется мастерство писателя.

Обобщающее слово о мудрости сказов Бажова.