Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников.

Талмуд

Классный час




Классный час «Учимся быть вежливыми».

                                                                      МОУ «Лицей № 6»

 Классный час нравственной, психологической и познавательной  направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим, формирование опыта нравственных отношений. Беседа направлена на мотивацию познавательной активности детей, расширение знаний о языке и развитие речи учащихся.

 

Цели:

           - формирование этических и нравственных норм поведения в обществе;

           - расширение представлений детей о правилах этикета;

           - укрепление представлений детей о значении доброжелательных слов;

           - расширение знаний о языке и развитие речи учащихся.

 

Задачи:

           - формирование у учащихся этических представлений;

           - развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и

              делать самостоятельные выводы;

            - формировать умение работать в группе;

           - способствовать процессу развития познавательной деятельности и развитию

             речи учащихся.

 

Форма проведения – педагогическая мастерская.

 

Методы проведения – аналитические, проблемные, игровые (создание жизненно важных ситуаций в ролевой игре).

 

Оборудование – презентация, запись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», цветные кружки, подарки.

 

План :

             1. Интерактивная беседа «Культурный человек». Мотивация к занятию.

             2. Решение вопроса «Что помогает нам быть воспитанными?»

             3. Знакомство с историей происхождения «вежливых» слов.

             4. Игра «День рождения». Работа в группах.

             5. «Это интересно». Знакомство и обсуждение исследований учёных.

             6. Проблемный вопрос «Почему важно быть вежливым?»

             7. Подведение итогов (рефлексия).

 

Эпиграф. « Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» И.Гёте.

 

Ход работы:

 

 Организационный момент.

 

1. Беседа «Культурный человек».

 

    Сколько вокруг культурных растений!

- Чем культурные растения отличаются от диких?

 

            Дикие растут в лесу, в поле, на лугу, а культурные-в саду или в доме.

            За дикими не ухаживают, а культурные поливают, удобряют, прививают

 

- Люди тоже бывают дикими и культурными. Чем они отличаются?

 

              Дикие не умеют себя вести, а культурные вежливы.

             С культурным человеком приятно общаться, за него не стыдно.

 

- Иногда мы слышим: «Ты неотёсанный».Каким вы его представляете? Опишите.

 

                Так в старину называли невоспитанного человека, грубого, невежливого.

                Неотёсанным называли того, кто ничему не учился, которого никто не уважает.

                Обтесать бревно или камень – значит сделать его гладким, блестящим.

                А в переносном значении «неотёсанный- невоспитанный, невежественный»

                Так объясняет это слово словарь В.И.Даля.

- Можно ли сказать о человеке «лепый»?

                 В старину так говорили о человеке, красивом внешне и внутренне.

                 Но это слово не укоренилось в языке, зато осталось слово «нелепый», то есть

                 некрасивый, нелепость в речи – отсутствие красоты, смысла.

 

2. «Что помогает человеку быть воспитанным?»

 

 - Какие слова помогают нам быть вежливыми? Назовите их.

    Вы знаете, как они образовались в языке?

 

  3. Происхождение слов.           

                   Спасибо (спаси Вас Бог), благо-дарю, здравствуйте (желаю здравия, здоровья),

                   Извините (из-за вины).

 

- Что ещё помогает нам быть культурными? Как меняется выражение нашего лица?

 

                   Мы улыбаемся.

                   Улыбка – сигнал вежливости. Она показывает хорошее отношение людей

                   друг к другу. Когда мы улыбаемся, мы становимся красивыми, расцветаем.

 

 -  С улыбки начинается…продолжите мои слова.

 

                  Дружба! А ещё именно с улыбки начинается эмоциональное знакомство

                                  человека с миром.

  -  В Китае говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать

      магазин». Как вы думаете, почему?

 

                    Продавец должен быть приветливым и учтивым, иначе он не сможет

                    продать свой товар.

 

  -  Улыбкой, как и словом, надо пользоваться умело.

     Когда улыбка бывает неуместной?  (беда, горе, неприятность).

Этикет.

 

- Что такое этикет?

 

              Правила поведения. В России первые правила поведения были записаны в

              книге «Домострой», которая учила «не красть, не лгать, не завидовать, не

              осуждать, не помнить зла.

              В «Домострое» записано: «Чего сам не любишь, того и другим не делай».

    

- Какое слово напоминает? (этикетка)

- Как вы думаете, есть ли между ними связь?

 

              Этикет - правила поведения.

              Этикетка - ярлык, содержащий информацию о товаре.

               Как по этикетке мы можем определить ценность товара, так по тому, как человек

               соблюдает этикет, мы судим о нём.

 

4. Игра «День рождения».

 

- Когда тебя окружают воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения,

   которые всегда вежливы, - это праздник!

- Какие праздники для нас самые любимые? (день рождения и др.)

- Какие правила надо соблюдать, чтобы не испортить праздника?

- Как правильно пригласить на день рождения? (заранее сообщить место, время)

- Как принимают приглашение? (благодарят).

- Если тебя пригласили, а ты не можешь прийти, как быть?

                                           (поблагодарить за приглашение, извиниться и заранее сообщить).

 

   Трое ребят проигрывают ситуацию.

   

- Как правильно принимать подарки?

 

   Ролевая игра.Один дарит-другой получает упакованный подарок.

     (поблагодарить, развернуть, не оставлять без внимания).

   Ролевая игра.Тебе подарили две одинаковые машинки.

     (Большое спасибо, теперь у меня две одинаковые машинки.

       Приходи, будем играть вместе, нельзя передаривать подарок или выражать своё

       равнодушие, недовольство).

- Подарок обычно сопровождают открыткой. Какие добрые слова мы используем?

5. «Это интересно». Знакомство и обсуждение исследований учёных.

    - С какой целью проведено исследование? К чему призывают учёные?

       Люди должны быть добры и внимательны друг к другу.

6. Проблемный вопрос «Почему важно быть вежливым?»

   Вежливость несёт в мир доброту и взаимоуважение, а значит, понимание и любовь.

7. Подведение итогов (рефлексия).

    Что нового вы узнали? О чём расскажете родителям, друзьям?

     Вам понравилось?

      (дети выражают своё отношение с помощью цветных кружков из бумаги:

       Красный - «да», зелёный - «нет».

Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Учитель благодарит детей за работу, за ответы, за активность и творчество.