Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников.

Талмуд

Уроки русского языка


Описание интерьера

Числительное как часть речи

Посмотреть презентацию: Интерьер и Числительное




Описание интерьера в художественном стиле

(урок развития речи в 6 классе)

Цели и задачи урока: 1. повторить сведения о стилях и типах речи;

                                     2. учить писать сочинения – описания в художественном стиле;

                                     3. учить раскрывать характер человека через описание интерьера;

                                     4. воспитывать эстетический вкус, любовь в родному языку.

Оборудование урока: учебник Е.И.Никитиной «Русская речь» 5-7 класс, презентация, АРМ учителя (ноутбук, проектор, экран)

 

                                     Ход урока

  1. Запись числа (слайд № 1)
  2. Повторение сведений о стилях и типах речи

А). Какие типы речи существуют?

Б). Что важно для текстов повествовательного типа? (рассказывают, где, когда и что случилось)

В). Что передает описание? (как выглядит предмет, человек, каков он)

Г).Что главное в рассуждении? (ответ на вопросы «почему? зачем?», доказательство своего мнения)

Слайд № 2 – типы речи и вопросы

  1. Объявление темы урока: будем готовиться к сочинению – описанию интерьера.

Слайд № 3: Подготовка к сочинению – описанию интерьера.

- Что такое «интерьер»?

Слайд № 4: Интерьер (фр. «внутренний») – внутренние помещения здания

            - Чтение статьи «РР» с. 110

  1. Повторение сведений о стилях речи.

-   Откройте таблицу – «РР» с. 178 – 179, рассмотрите ее.

- Слово учителя: Любой текст относится к определенному стилю в зависимости  от того, где говорим (официальная или неофициальная обстановка) и с какой целью говорим (дать точные данные или создать образ).

- Вспомните, к каким стилям может относиться текст.

Слайд № 5: Стили речи.

            - Что важно для делового описания?  (Описать точно, обстоятельно, отметить  существенные признаки.)

            - Что будет отличать художественное описание?  ( Его задача – описать образно, выразительно, передать свое отношение, свои чувства. Необязательно описывать все признаки, стоит уделить внимание наиболее ярким, важным.)

  1. Чтение художественного и делового описания с предварительным заданием определить стиль, отметить характерные для стиля признаки.

Слайды № 6 и №7

                                               Текст 1.

                                Моя комната

    Моя комната небольшая – 12 квадратных метров. В ней высокие потолки – 3 метра. Справа от двери – диван коричневого цвета. Около окна – стоит письменный стол с двумя тумбами. Перед ним – стул. На полу лежит ковер желто-коричневых тонов. На стене висят фотографии моих друзей.

 

                                                     Текст 2

                                          Кабинет отца

    Большое удовольствие – побывать в кабинете отца. Первое, что поражает Катю, - книги. Они стоят на стеллажах у стен, разбросаны в креслах, на письменном столе, на подоконнике. Раскрытые и закрытые, с бумажными закладками и без закладок. Есть огромные, «аршинные», с медными защелками. Кате их даже не поднять. Название некоторых из них она уже выучила: «Воздушные путешествия», «Сверхвысотные полеты».

   На столе у отца вместо пепельницы стоит поршень от авиационного мотора. На изогнутых эбонитовых подставках укреплены модели самолетов.

   На письменном столе Катя давно уже запомнила каждую вещь. Вот толстый карандаш с высунутым красным языком. Карандаш – лентяй: сам никогда не пишет, а только подчёркивает в книгах или ставит студентам на чертежах отметки.

                                     

  1. Постановка целей сочинения.

Наша задача – подготовиться к сочинению – описанию интерьера в художественном стиле. 

- Бывают ли одинаковые комнаты? (Нет, потому что всегда обстановка соответствует вкусам, привычкам человека).

  1. «РР» упр. 263

Слайд № 8

- Помните, мы с вами читали повесть И.С.Тургенева «Муму», главный герой которой – Герасим?  Прочитайте описание его каморки. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?

  1. Как описание комнаты Ильи Ильича Обломова, героя романа Ивана Александровича Гончарова,  характеризует ее хозяина?

Слайд №  9

          Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною.    Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей...

   Но …если осмотреть там все повнимательнее,  [кабинет] поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась …паутина, напитанная пылью…Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

  1. Как вы думаете, кто может быть хозяином этого кабинета? Почему?

Слайд № 10 – кабинет А.С.Пушкина

Слайд № 11 – кабинет П.И.Чайковского

  1. «РР» упр. 273 В (с. 114) – работа в парах

- Какие вещи и как надо разместить, чтобы было видно, что человек увлекается футболом, разведением рыбок, цветов, рисованием?

Вывод: наверное, комната спортсмена не будет похожа на комнату музыканта. Итак, вашей задачей будет описать комнату так, чтобы стало понятно, что за человек в ней живет.

  1. Средства художественной выразительности в работе.

- Вам понравилось описание кабинета отца Кати? (Слайд № 6= слайд № 12). Чем? (образность придают метафоры:  язык карандаша, карандаш – лентяй, олицетворение карандаша).

            - Упр. 267 «РР» (с. 112) – Чем интересны эти описания?

  1. Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок.

А теперь давайте посмотрим, какие трудности могут у вас возникнуть при написании сочинения.

Слайд № 13:   Вспомни!

  1. Объяснить написание, записать под диктовку: письменный, зеркало, справа, слева, направо, налево, комната, диван, кровать, телевизор, портрет, картина, тут же, здесь же, как будто, абажур, занавеска.

Слайд № 14: Смотри!

            2. Что обозначают слова?

           Портьера – плотная, тяжелая занавеска.

          Шифоньер – гардероб

          Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов

          Торшер – напольный светильник на высокой подставке

          Гардина – занавеска, закрывающая все окно.

                    Записать со слайда:  портьера, батарея, шифоньер, стеллаж, торшер, пианино, гардина, неподалеку, поблизости.

          3. Синонимика.

             - Как избежать повтора слова «стоит»?

Слайд № 15: стоит – находится, располагается, размещается, занял свое место, примостился.

          4. Пунктуация.

           - Каковы особенности пунктуации в сложном предложении? При однородных членах?

Слайд № 16 – схемы простого предложения с однородными членами и сложного предложения.

          - Помните, что сказуемое иногда можно опустить в предложении, тогда предложение станет неполным, и на месте пропущенного сказуемого ставим тире.

Слайд № 17 – тире в неполном предложении.

  1. Вывод урока.

Итак, в чем особенность сочинения, которое мы будем писать на следующем уроке? Как сделать работу интересной?

    Нужно посмотреть на привычные вещи по-новому!

 



Имя числительное как часть речи

 

Цель урока: 1).  Познакомить с числительным как частью речи

                       2). Выявить морфологические особенности числительных, их  синтаксическую функцию

                       3). Научить отличать числительные от слов других частей речи

                       4). Повторить стили речи

                       5). Воспитывать любовь к русскому языку, к родному краю

                       6). Развивать память, внимание, логику.

                   Ход урока

1.      Запись даты

2.      Что объединяет высказывания?

Один ум – хорошо, а два – лучше.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Семь раз отмерь – один отрежь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Назовите слова, обозначающие числа. На какие вопросы они отвечают?

3. Запись темы, знакомство с планом изучения новой части речи:

 - Значение.

- Морфологические признаки, изменение.

- Сочетаемость, синтаксическая функция.

- Употребление в речи.

4 .Исследование, работа с текстом

Прочитайте текст, запишите его.

       Озеро Тургояк включено в список ста ценных водоемов земного шара.

 Почти семь километров –  протяженность озера с севера на юг. Длина береговой линии составляет двадцать семь  километров.     В две тысячи седьмом  году на озере в первый раз проводился Открытый чемпионат России по парусным гонкам.

- Что обозначают подчеркнутые слова? На какие вопросы отвечают?

- Как можно разделить числительные по значению?

- Как записаны числительные?

- На  какие можно выделить группы по строению?

- Как изменяются числительные? Почему их относятся к группе имен?

- Со словами какой части речи сочетаются  («дружат») числительные?

- Какую синтаксическую роль выполняют?

5. Заполняем таблицу.

Часть речи

Значение, вопросы

Постоянные морфологи-ческие признаки

Непостоян-ные морфо-логические признаки

сочетаемость

Роль в предложении

Имя числи-тельное

Количество предметов, порядок при счете.

Сколько? Какой по счету?

1)простые и составные

2)количественные и порядковые

Падеж

 

         х

колич.числ+сущ. (И, В.п)

              х

числ + сущ

Количественные – любой член предл.; порядковое – определение или обстоятельство

 

6.  Рассказать о числительном как части речи, сравнить с содержанием учебника.

7.  Итак, что узнали на сегодняшнем уроке?

    -  Что такое простые числительные? Составные числительные? Важно ли, сколькими цифрами записывается?

   - упр. 349 – устно: назовите составные числительные.

8. Как правильно склоняются числительные, как их нужно употреблять в речи, мы с вами познакомимся на следующих уроках, а пока вспомним, правописание каких  часто встречающихся числительных вызывает  трудности.

 Словарный диктант с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм.

 Одиннадцать, двенадцать, тринадцать, шестнадцать, девятнадцать, двадцать.

9. Только ли числительные могут иметь числовое значение? Определить часть речи указанных слов.

Конкурс  двойников, утроить число, дважды ошибся, тройной прыжок, шестиэтажный дом, обидно вдвойне, получил «тройку»,

- Как отличить числительные от слов других частей речи? (числительные можно записать и числами, и словами, а другие части речи – только словами)

10. В каких стилях речи чаще используются числительные? Гипотеза – докажите.

 

А) Какую роль выполняют числительные в научном стиле? Сравнить тексты о Тургояке.

                                                 Текст 1

Озеро Тургояк - одно из уникальных творений природы. Оно включено в список 100 ценных водоемов земного шара.

 Почти 7 км –  протяженность озера с севера на юг. Длина береговой линии составляет 27 км. Наибольшая глубина достигает 34 метров.

    В 2007 году на озере проводился Открытый чемпионат России по парусным гонкам

                                                          Текст 2

Тургояк называют младшим братом Байкала . Красота озера и окружающей природы издавна привлекает к себе людей. В летнюю ясную погоду озеро, к берегам которого подступают стройные сосны, ласково и спокойно. В его хрустальной глади, как в большом зеркале, причудливо отражается ломаная линия горных кряжей.

 

Б) Какое объявление поможет быстрее найти потерянный нож?

                                                         Текст 1

30 января 2008 года около лицея № 6 потерян перочинный ножик  в форме рыбы. Он имеет 2 лезвия. Нож коричневый, весь в царапинах, на каждой стороне корпуса – 1 заклепка. Размер ножа в ширину 2 см, в длину – 7 см.

                                                           Текст 2

Помогите найти старый перочинный ножик, весь в царапинах, но лезвия блестят, как вода в озере в яркий солнечный день. Одно лезвие затуплено, а другое острое, как бритва, и  точить им карандаши очень удобно.

 Вывод: числительные употребляются преимущественно в научном и официально-деловом стиле, т.к. позволяют точно указать количество.

10. Могут ли встречаться числительные в художественном или разговорном стиле?     Приведите примеры (фразеологизмы, один из компонентов которого – числительное).

     В два счета (быстро), наврать с три короба (много), как свои пять пальцев (хорошо), идти на все четыре стороны (быть свободным)

- Упр. 350 (у) – Какие конструкции свойственные для научного стиля, для разговорного?

11. «Это интересно!»

а) Почему  числительное 40 не похоже на остальные числительные?

б) Что такое – надцать в числительных?

12. Итог урока – опрос.

Дома: рассказ о существительном по плану, упр. 345